Нэцке - крупицы японской души

НЭЦКЕ – КРУПИЦЫ ЯПОНСКОЙ ДУШИ

Есть страны и культуры, представляющие для всех нас непреходящий интерес. Такова Япония.  Глубина и аскетизм японской жизни, своеобразная этика и яркое искусство стали предметом  исследований социологов и искусствоведов, товаром для западных дилеров и источником радости    коллекционеров . Уже не одно десятилетие одним из таких увлечений остается резная японская миниатюра нэцкэ (netsuke), возникшая некогда с целями вполне бытовыми.

Сложилось так, что традиционная одежда на Японских островах была элегантной, но не имела карманов, и свои личные вещи японцы приспособились носить в небольших сумках или футлярах, которые подвешивали к поясу-кушаку. Нэцке были аналогом пуговицы, мини-стопорами на конце тесьмы, мешающими этим сумкам упасть.

Благодаря многозначности иероглифов и в зависимости от написания “нэцкэ” переводится, как “прикреплять и подвешивать” (китайцы переводили свои аналоги как “маленький висящий предмет”). Со временем нэцкэ стали декоративными, а выдумка и мастерство японских резчиков превратили их в произведения искусства.

Японские боги и культовые фигуры всегда носили неземной характер и были лишены физической оболочки. Признаки присутствия богов японцы видели через священное Зеркало и Саблю. Божественное проявления виделись им в священных горах, реках, деревьях.

Пришедший в VI веке с Корейского полуострова буддизм принёс на Японские острова концепцию близости и почти равенства человека и божества. Теперь Бог мог иметь сотни человеческих лиц. Будда Любви и Благодарности излучал умиротворение, а Будда Гнева и Мести одним своим видом приводил окружающих в трепет. С распространением новой религии появляются целые династии резчиков, создающих не только фигуры в человеческий рост, но и крошечные нэцкэ величиной от двух до семи сантиметров. Первыми японскими учителями нового искусства были китайцы, но шаг за шагом оригинальная японская миниатюра становится для остального мира одним из путей познания японской культуры и души.

Из требований, предъявляемых к нэцкэ, главными были два: её прочность – чтобы удерживать предмет, прикрепленный к поясу, и её дизайн. Став частью повседневной жизни, нэцкэ были не только практичным украшением; они могли отражать социальное положение владельца и даже его религиозные и нравственные оценки. С помощью нэцкэ крепили амулеты, кожаные кошельки, походную пиалу для саке. На картинах и свитках, изображающих битву японцев с нашествием монголов в 1293 году, изображены воины с сумками на поясе и миниатюрными нэцкэ.

Примерно в 1543 году португальские мореплаватели привезли в Японию табак, попавший в Европу с острова Тобаго и любимый индейцами. Несмотря на запреты императоров и местных властей на его выращивание и продажу, в XVIII веке любовь японцев к табаку, ношение на поясе кисетов и нэцкэ становится повсеместным.

Но нэцкэ использовали не только как деталь одежды. Примерно в это же  время в Японии появляется такой редкий и дорогой материал, как рог носорога и моржовая кость, привозимые голландскими купцами, по сути, первыми связавшими Японию с Европой. Японские знахари верили, что если поверхность нэцкэ, изготовленную из полых костей кита-нарвала или моржового бивня, соскоблить ножом и порошок этот бросить в отвар, то это средство способно излечить простуду.

Эпоха массового интереса японцев к нэцкэ как к факту искусства началась в XIX веке, когда ряд мастеров, основываясь на старых записях, картинах и гравюрах, стали воссоздавать античные японские нэцкэ XXIII веков. Сегодня полки музеев и коллекций занимают нэцкэ в форме знаменитой бутылочки для рисовой водки саке или копии куклы XVIII века из слоновой кости, ставшей классикой, или миниатюрные маски из театра Кабуки XVIXVII веков.

На протяжении долгого времени нэцкэ были чем-то вроде культурных и религиозных хроник из жизни страны; их сюжетам и героям несть числа. Среди них – боги и демоны, пейзажи и люди, птицы и животные. Азартные игроки носили нэцкэ со змеёй или черепом, что должно было принести им удачу, верующие – фигурки знаменитых буддистов, любители театра – нэцкэ, изображающие маски, люди, желающие выздороветь, фигурки, изображавшие целителей или слепых массажистов.

Жизнь у мастеров нэцкэ была несравненно беднее, чем у придворных художников, обслуживавших японских сёгунов: художники лучше оплачивались и даже могли получить творческую студию от императорского департамента искусства. Зато творческой свободы и возможностей для поиска у авторов нэцкэ было гораздо больше. Эта раскованность видна в их ироническом, а порой и карикатурном изображении богов и религиозных кумиров, в значительно опережающей своё время пластике. Такова работа С. Униджидо, изобразившего знаменитого китайского монаха VII века  Зен-Ши, и других мастеров.

Немало профессиональных ухищрений  и сноровки было вложено в дизайн нэцкэ. Например, миниатюра “Осы” была выполнена в форме сот, из которых выглядывают крошечные осы. При встряхивании эта нэцкэ издавала звук трещотки, подражающий жужжанию осы, но “шумовые элементы” из самой миниатюры не выпадали. Другие хитроумные изделия прятали в себе скрытые выдвижные части или другие маленькие сюрпризы.

Выдающимся мастером XVIII века считается Томокацу из Киото. Его знаменитая нэцкэ “Слепой не боится змеи”, или “Не ведающий – счастлив” размером всего в см считается подлинным шедевром. О его способности отдаваться работе на несколько суток подряд, позабыв о еде, рассказывали хроники. Его мастерство и память о нём увековечены в одном из самых известных японских храмов.

Выдающимся мастером нэцкэ признан С. Иошимура, работавший в середине XVIII века. Его фигуры демонов, сделанные из раскрашенного кипариса, находятся в Императорском музее Токио.

Великий японский мастер XIX века Кайгокусаи был самоучкой. Немногочисленные работы, оставшиеся на родине (80% его работ было вывезено за границу), хранятся в коллекции императорской семьи. Большинство его эротических нэцкэ “с запретными наслаждениями” хранится  тоже за пределами страны, в частных коллекциях и музеях. Он был знаменит не только талантом и большим кругом учеников,  но и тем, что ежедневно выпивал больше двух литров саке, и, тем не менее, прожил восемьдесят лет.

В то же время нэцкэ оставались элементами ансамбля, дополняющего кимоно, и выполнялись в едином стилевом ключе вместе с небольшими сумочками – инро, которые  делались из дерева, кожи, керамики, и зажимами, стягивающими шнур у сумки – оджиме. Странники или торговцы хранили в инро лекарства, бумаги и т.д.; их  владельцами были хмурый чиновник, непреклонный самурай и сговорчивая гейша.

В зависимости от формы миниатюр и их сюжетов японские эксперты делят нэцкэ на четыре группы. Первая, kataboriизображает человеческие фигурки и животных. Вторая, katamiguta (из районов Токио и Киото), имеет чашеобразную или овальную форму и представляет собой комбинацию слоновой кости, рога с металлом или сплавами в виде диска. Такие нэцкэ делали многие известные граверы по металлу.

Нецке manju делают из дерева, бамбука, слоновой кости. Они были круглыми, плоскими или квадратными по имени пирога, называемого manjuТакие нэцкэ украшались резьбой или гравировкой и тоже состояли из разнородных материалов.

И, наконец, нэцкэ ryusaс изображением цветочного орнамента, птиц и арабесок. Разумеется, такое разделение – самое общее. Собиратели предпочитают отбор по принадлежности к определенной художественной школе или историческому периоду, или сюжету.

История экспорта нэцкэ на Запад началась с любопытного эпизода. Известно, что в 1853 году американский командор М. Перри по приказу президента США Филмора привёл свои корабли к Токио и силой убедил Японию открыть себя для торговли с Западом.

Один из носильщиков, обслуживающих американских моряков, носил свой кисет с табаком на поясе; заметив его нэцкэ в форме театральных масок, кто-то из офицеров был поражён их красотой и изяществом и попросил носильщика продать их ему или подарить. Японец, напуганный настойчивыми просьбами иностранца, беспрекословно расстался с нэцкэ, получив за это от американца множество сувениров и подарков. История дошла до японских властей, которые, прежде всего, обвинили бедного носильщика в самовольной торговле с иностранным государством и посадили его в тюрьму. По просьбе американцев беднягу вскоре выпустили, а офицер разыскал его и сказал, что готов купить целую партию нэцкэ и даже дать на это деньги. Со временем носильщик по имени Козабуро открыл торговую компанию Sanko Schokai по продаже нэцкэ и предметов искусства в страны Запада. С тех пор десятки тысяч  нэцкэ украшают музеи и частные собрания,а искусствоведы не скрывают огорчения по поводу утечки  культурного наследия.

Тем не менее, музей Такаяма в префектуре Нагоя располагает прекрасной коллекцией из более,чем трёхсот старинных нэцкэ, инро и старинных табачных кисетов. Посетители музея не только наслаждаются красотой миниатюр, но погружаются в своеобразную атмосферу этих мест. Здесь, неподалеку от горы Койя, находятся мавзолей одного из выдающихся японских буддистов IX века Кобо Даиши и сотни могил его последователей, приезжавших сюда в конце жизни, чтобы обрести  последний приют рядом c учителем.

С появлением в обиходе японцев европейского костюма с десятком карманов создание нэцкэ окончательно определяется как самостоятельное направление в декоративном искусстве.

Среди восьмисот миниатюр Музея Питта Риверса при Оксфордском университете есть фигурка монаха Дарумы,  великого дзен-буддиста, который, по преданию медитировал так долго, что ноги его потеряли способность ходить.

Р. Бушел начал составлять свою коллекцию в 1945 году, в бытность свою капитаном американского флота, расквартированного в Японии. Занимаясь собирательством нэцкэ в течение всей жизни, он создал крупнейшее в мире частное собрание. Оставшись жить в Японии, и годами ведя серьёзную исследовательскую работу, он отыскивал в японской провинции настоящие шедевры. Р. Бушел не только написал ряд обзорных и аналитических статей по искусству нэцкэ, но перевёл с японского книгу известного искусствоведа У. Рейкики, пробудив во всём мире интерес к этому искусству . И хотя коллекция Р. Бушела была распродана его потомками на аукционе Cотби, 150 работ из его коллекции по-прежнему украшают постоянную экспозицию County Museum в Лос-Анджелесе.

Мир нэцкэ поражает разнообразием сюжетов и материалов . Они могут быть изготовлены из панциря черепахи, фарфора, коралла или лакированного дерева, могут украшать рукоятки кинжалов, канделябров и личных печатей. В число популярных на рынке украшений входят нэцкэ, сделанные в форме подвесок, украшенные полудрагоценными камнями.

Тот, кто решит собирать нэцкэ, должен знать, что многие мастера по японской традиции имели по нескольку имён, кличек и псевдонимов, которыми подписывали работы, усложняя жизнь экспертам и облегчая тем, кто занимается подделками.

Вхождение в другую культуру требует огромной внутренней работы. Но как бы близко не приближались мы к  японской душе, “есть в близости людей заветная черта, её не перейти влюблённости и страсти”. И, наверное, по-своему хорошо, что Япония останется для большинства из нас философским Садом Камней, в котором какой-нибудь из них всегда останется скрытым от глаза.